Как вырастить гения?

      Комментарии к записи Как вырастить гения? отключены

Современные методики развития, которые помогут превратить малыша в гения.

Все дети от природы способны вырасти гениями. Стартовая площадка у младенцев абсолютно одинаковая — это чистый лист. Точнее — чистый мозг. На момент рождения в головном мозге насчитывается порядка полутора миллиардов клеток, связи между которыми устанавливаются от момента появления на свет до трех лет.

В это сложно поверить, но в столь короткий срок мозг достигает своего рабочего потенциала на 80 (!) процентов. И только оставшиеся 20— интеллектуальные задворки — можно усилить в течение взрослой жизни.

Эти «сухие» данные означают одну простую истину: если в возрасте до трех лет вы заложите в ребенка добротную интеллектуальную базу, в будущем учить его многим вещам будет в несколько раз проще и эффективнее.

Математика

Есть три важные причины, почему детей следует учить математике «с пеленок». Во-первых, только человек обладает способностью к счету — это одна из высших функций нашего мозга. И чем раньше она «включается в работу», тем лучше будет развита память человека в будущем и появится способность принимать взвешенные решения.

Во-вторых, в отличие от рисования или музыки человеку приходится использовать математику ежедневно — независимо от социального статуса или возраста. Поэтому неплохо бы преуспеть в этом деле с рождения.Как вырастить гения? В-третьих, родители могут учить своего ребенка математике, даже если сами в ней профаны.

Человек от природы обладает элементарным понятием о количестве. Если младенцу в возрасте нескольких месяцев показать картинку, на которой будет нарисовано 5 точек, это привлечет его внимание и заинтересует. Но уже после нескольких повторов он потеряет к ней всякий интерес.

Но стоит только изменить количество точек на картинке, например до 6, — он обратит на нее внимание, как на нечто новое.

В 1989 году социолог и президент российской Ассоциации педагогов-новаторов Павел Тюленев разработал уникальную методику раннего развития детей, которая используется до сих пор. Обучать ребенка разным навыкам лучше еще до того, как тот начнет ходить. Тюленев предлагает «преподавать» малышам в возрасте до года чтение, музыку, рисование и, главное, математику.

Социолог первым сделал сенсационное заявление: освоить математические операции младенцу проще, чем управлять мышцами тела во время хождения.

К возрасту 1,5–2 лет без каких-то сложных пособий можно научить ребенка считать до 60 — именно таково общее количество пальцев на руках и ногах у семьи из трех человек: мамы, папы и ребенка.

Математические способности и успехи — больше чем остальные грани интеллекта — зависят от настроения. Поэтому обучать ребенка лучше в игровой форме: освойте «Пальцематику» (с первых же дней перечислять пальчики, попутно делая малышу массаж), «Подниматику» (когда ребенка под счет поднимают, подкидывают вверх) и «Котоматику» (ролевая игра в арифметические операции). Категорически запрещается только одно — сюсюкать во время игр с младенцем.

Обучив ребенка хотя бы перечислять собственные пальцы, вы автоматически запускаете процесс — «обрекаете» его на ежедневное использование навыков счета. Малыш станет пересчитывать все, что видит: игрушки, ступеньки, автомобили…

Уже с трех месяцев можно усложнить пространство вокруг колыбельки малыша. Например, в три месяца обклеить стены нотами, цифрами, буквами алфавита, картинками с животными и т. д. А в полгода купить малышу азбуку и цифры из дерева, картона и другого объемного материала.

Даже свойственный младенцам хаос — беспорядочное и бесполезное раскидывание игрушек — можно обернуть, например, в урок физики. Поставьте около кроватки ведерко или коробку — пусть кидает плюшевых медведей в него, зрительно измеряя расстояние.

На обучении математике в младенческом возрасте настаивает и основатель Института достижения человеческого потенциала Гленн Доман. Более полувека назад он создал издательство Gentle Revolution, выпускающее пособия для родителей, которые хотят вырастить интеллигентного, талантливого и очаровательного ребенка.

На занятиях математикой с младенцем Доман предлагает для начала уйти от абстрактных чисел, заменив их белыми картонными карточками (27 х 27 см) с определенным количеством красных кружочков (именно этот цвет больше всего привлекает детей) от одного до бесконечности. Размещайте точки хаотично, начиная от центра. Карточки Гленн рекомендует показывать малышу с рождения, поочередно, регулярно и быстро.

Параллельно произносите соответствующий номер («один», «два»). Простое упражнение развивает у ребенка способность «на глаз» определять количество увиденных точек без их подсчета. После этого предлагается перейти к решению математических задач, потом запоминанию цифр и в конце к уравнениям.

Русские дети быстрее других осваивают карточки Домана. В момент рождения различий в математических способностях у детей из разных культур нет. Однако в процессе обучения пропасть между ними увеличивается — и все из-за названий, которыми тот или иной язык обозначает числа.

Особенно трудно приходится англоговорящим малышам: образование чисел от 10 до 20 в их языке не подчиняется единому правилу. Нашим деткам повезло больше — сложные числительные в русском образуются одинаковым простым и понятным способом. Проще, чем в русском, числительные от 10 до 20 устроены только в японском языке.

Сложно поверить, но эта деталь по-своему влияет на то, что и японцы, и русские быстрее преуспевают в точных науках и инженерии.

Музыка

Впервые идея о том, что музыка — это не уши, музыка — это мозг, пришла в начале 1950-х годов талантливому исследователю, врачу-фониатру и оториноларингологу Альфреду Томатису. Доктор предложил рассматривать орган слуха животного как генератор, способный с помощью звуков заряжать энергией мозг, а через него — и весь организм. Томатис первым среди коллег начал использовать музыку с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей.

В своих исследованиях врач использовал несколько сотен музыкальных произведений, но в итоге из 55 композиторов выделил только одного — Моцарта. Согласно заключению фониатра, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембру человеческого голоса. К тому же в своих сочинениях композитор использовал плавные 30-секундные переходы от forte (громко) к piano (тихо) — это вызывает у малыша чувство психологического комфорта, поскольку переходы в музыке созвучны с биоритмами мозга.

Так появился термин «Моцарт-эффект». Не вдаваясь в сложные медицинские подробности: дети, слушающие Моцарта в возрасте до трех лет, становятся умнее, внимательнее, быстрее раскрывают творческие способности. Томатис рекомендовал к прослушиванию такие произведения австрийца, как опера «Волшебная флейта» — ария Папагено, «Симфония № 4» и «Анданте».

Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке в младенчестве, врач предложил проводить ежедневные музыкальные сеансы для малышей продолжительностью от 10 до 30 минут.

«Моцарт-эффект» подействовал в мировом масштабе. Гениальные произведения, подобно сложным химическим соединениям, стали «препарировать» не музыканты и композиторы, а педиатры, биологи и хирурги. Результаты тестов были настолько поразительные, что правительства нескольких американских штатов даже выделили специальные средства на покупку дисков серии «Моцарт-эффект» для каждого новорожденного.

Другое исследование ученых из Тель-Авивского университета показало, что недоношенные младенцы, которые слушают произведения Вольфганга Амадея, набирают вес быстрее и потому вырастают сильнее и крепче остальных детей. Сегодня «Моцарт-эффект» лежит в основе одного из самых популярных видеопособий по раннему развитию младенцев — программы Baby Einstein. Ее создатели соединили яркий визуальный ряд с композициями классика и предлагают его к просмотру малышам от 5 месяцев.

Скрипач, музыковед Михаил Казиник в одной из программ цикла «Тайны гениев» объясняет «эффект» великого композитора по-своему: «В образе Моцарта нам дана идея детства как совершенства. Идея новорожденного, появившегося на свет, как сгусток космической энергии, не запачканным, не запятнанным — ни массмедийными системами, ни школой. Когда мы слушаем музыку Моцарта, мы слушаем себя, а не музыку.

Себя, какими мы были бы, если бы вчера не прочли газету, какими были бы, если бы все-таки не поверили всем этим утверждениям. Вот то, что мы есть, как великая энергия…»

Ученые предполагают, что РЭП может возбуждать младенческий мозг НЕ ХУЖЕ МОЦАРТА

Для того чтобы музыка приносила малышу только пользу, необходимо придерживаться нескольких простых правил. Не включайте мелодию громко. Ни в коем случае не надевайте малышу наушники — это производит шоковый эффект. При звучании каждой мелодии наблюдайте за реакцией крохи.

Если композиция вызывает дискомфорт, включать ее не стоит. Веселые и бодрые композиции включайте с утра, спокойные — вечером. Общая продолжительность прослушивания музыки в день не должна превышать одного часа.

Помните: до полугода малыш лучше всего воспринимает одноголосное звучание, поэтому из аудиозаписей лучше выбирать те, в которых мелодия хорошо различима и исполняется одним инструментом. После 6 месяцев младенцам будет полезно послушать: «Аве Мария» Шуберта, «Зиму» Вивальди, «Оду к радости» Бетховена, «Лунный свет» Дебюсси, «Воздух» Баха и «Серенаду» Гайдна.

В ближайшее время ученые намерены продолжить исследования с самыми разными типами музыки. Есть предположение, что рэп может возбуждать младенческий мозг не хуже Моцарта. В современной молодежной музыке можно найти те же повторы и пульсации, что и в классических произведениях.

Может, в обозримом будущем мы получим терапию от группы «Каста» «Baby на районе», «Колыбельные от дядюшки Эминема» или «Приучаем к горшку со Snoop Dogg»?

В 2010 году абсолютным бестселлером всех крупных книжных магазинов Москвы стало российское издание «После трех уже поздно» японца Масару Ибука. Один из основателей компании Sony стал организатором первой в Стране восходящего солнца Ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов». Сборник из коротких, простых, понятных и очень доступных постулатов в 1980 году стал настольной книгой для неравнодушных и прогрессивных мам и педиатров по всему миру.

В одной из глав Масару Ибука предостерегает от очень серьезной родительской ошибки — ненароком привить ребенку плохой музыкальный слух. «Да, действительно, есть дети с плохим музыкальным слухом, родителям которых медведь, так сказать, на ухо наступил. Однако это не означает, что плохой слух был заложен в них генетически, хотя этот недостаток и может передаваться от родителей к детям.

Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запоминает эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь неправильно. Когда мама это услышит, она скажет, что у ее ребенка слуха нет и вообще слух — это божий дар. Если бы Моцарта и Бетховена воспитывали такие мамы, плохой слух им был бы гарантирован», — заключает автор.

Если от природы родители не наделены музыкальными талантами, то во благо ребенку лучше для него ничего не петь, а ставить правильные мелодии, чтобы он запоминал их без ошибок.

Российский педагог-новатор Павел Тюленев отметил другую любопытную особенность — у малышей лучше развивается память, если они каждый день слушают романсы.

Иностранные языки

Пожалуй, самый спорный вопрос младенческого образования — изучение иностранных языков. Его приверженцы заявляют: в раннем возрасте способность у детей к языкам максимальна, так почему бы ее не использовать? Противники негодуют: изучение иностранного языка — чрезвычайно сильная нагрузка, которая может привести к торможению в обучении родной речи и даже логопедическим проблемам.

Все маленькие дети независимо от национальной принадлежности обладают «стандартным фонетическим набором». В него входят все гласные и некоторые согласные: «б», «н», «м» и «д». В то же время младенцы наделены удивительной способностью слышать и различать в произношении все звуки в любом из 3000 языков! Например, четырехмесячный японец с легкостью различает «р» и «л», что является непосильной задачей для его родителей, ведь в родном им языке их нет.

Уже в шесть месяцев младенцы теряют фонетический талант. Именно поэтому с возрастом нам становится все сложнее учить иностранный язык. Мозг фактически программирует себя воспринимать на слух только звуки родного языка, а все остальные — игнорировать.

Чтобы использовать эту особенность детского развития во благо, в первые 6 месяцев можно давать слушать младенцу короткие детские песенки, стишки, отрывки из фильмов и радиопрограмм на разных языках. Главная задача — не накопление слов, а приучение уха к звучанию речевого потока. В той же книге «После трех уже поздно» Ибука советует включать младенцам выпуски новостей на разных языках (не обязательно их при этом смотреть!).

Ребенок будет подсознательно привыкать к правильно поставленной речи дикторов. На подсознательном уровне «на корочку» карапуза запишутся все фонетические различия, и, будучи уже взрослым человеком, он гораздо проще выучит тот или иной язык.

Младенцы наделены удивительной способностью — РАЗЛИЧАТЬ ВСЕ ЗВУКИ в любом из 3 000 языков

Главный минус изучения иностранного языка с малышами — процесс их смешивания. Достаточно посмотреть на двуязычных детей, или билингвов, родители которых говорят на разных языках. Как правило, такие дети начинают позже говорить и по сравнению со сверстниками знают меньше слов.

При этом билингвы достаточно рано начинают различать оба языка. Просто иногда, чтобы облегчить себе произношение, они подставляют слова из одного языка в предложения из другого. Интересная особенность билингвов: чтобы быть понятыми и мамой, и папой, первыми они заучивают слова, которые созвучны в двух языках. Это научное наблюдение я знаю на собственном опыте. Первыми словами (слогами) моей полуторагодовалой дочери-билингвы были те, которые можно отнести и к нашим, и к вашим.

Например, «не» — для меня однозначно русское «снег», а для моего мужа-испанца — nieve (тот же снег, с тем же звуком «не» в начале). Каждый из нас принимал «достижения» на свой родительский счет и страшно гордился успехами дочери в освоении «родного» языка.

Если речь идет об обычных «моноязычных» детях, до трех лет достаточно заложить им небольшую, но очень прочную базу, которой малыш сможет воспользоваться в старшем возрасте. Например, не учите младенца отдельным иностранным словам с переводом — это бессмысленное занятие. Мы разговариваем фразами без подстрочного перевода. Лучше сопровождать обучение эмоциями. Никаких правил, основ грамматики и домашних заданий — только игра!

Например, выучить наизусть две сказки и регулярно повторять их с ребенком, чтобы он не смог их забыть до глубокой старости, и ставить ему на этом языке любимый фильм. Не перегружайте малыша. Смотрите вместе мультики, слушайте песенки, читайте книжки — и вы увидите, с какой скоростью ребенок «впитывает» чужой ему язык. Кроме того, раннее изучение второго языка развивает ту часть мозга, которая отвечает за скорость речи.

А еще это блестящая тренировка памяти! Например, хочет ребенок петь — пусть поет на английском, хочет смотреть мультфильмы — пусть смотрит на французском.

Российские эксперты подтверждают — обучение иностранному языку до трех лет эффективно, но может навредить постановке родной речи. И начинать этот процесс можно только в момент, когда малыш свободно владеет родным языком: понимает обращенную к нему речь на сто процентов, грамотно строит фразы. А это обычно происходит не раньше пяти лет.

В раннем возрасте существуют периоды, когда мозг малыша особенно чувствителен к развитию тех или иных способностей. Уследить за их сменой невозможно, да и не нужно. Просто старайтесь, чтобы среда вокруг малыша была максимально разнообразной.

Не только кубики или куклы, но и музыка, математика и даже путешествия. Поверьте, ребенок сам выберет, что и в какой момент ему нужно.

Можно ли воспитать гения. Секрет Леонардо Да Винчи