Главная - Страхование - Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения

Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения


Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья: предложения по совершенствованию законодательства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


Вестник Челябинского государственного университета.

2013. № 11 (302). Право. Вып. 36. С. 20-22. А. С. Демакова ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В связи с реформой системы здравоохранения актуальными становятся вопросы анализа происходящих изменений компетенции органов местного самоуправления.

На сегодняшний день в законодательстве, регулирующем полномочия органов местного самоуправления, существуют пробелы, которые могут затруднить реализацию гарантированного права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ключевые слова: реформа здравоохранения, органы местного самоуправления, полномочия, аналогия закона.

В 2011 г. в рамках проводимой реформы системы здравоохранения были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан

Основные принципы деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья: соблюдение прав человека в области здравоохранения, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. Одним из основополагающих принципов местного самоуправления является наличие собственной выделенной компетенции.

Под компетенцией исполнительного органа местного самоуправления, по мнению А.В. Колесникова, следует понимать

«совокупность властных полномочий, осуществляемых самостоятельно и под свою ответственность, по выполнению задач и функций исполнительного органа местного самоуправления, создаваемого в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования по предметам ведения муниципального образования, закрепленным в нормативно-правовых актах»

. Е.Н. Селютина полагает, что компетенция органов местного самоуправления включает полномочия по решению вопросов местного значения (собственная компетенция) и полномочия, полученные от органов государственной власти (выделенная компетенция) .

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан: проблемы правового регулирования и пути их решения (Ларичев А.А.)

В 2011 году в рамках стартовавшей чуть ранее масштабной реформы здравоохранения был принят новый рамочный Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ N 323), а также внесены поправки в многочисленный перечень нормативно-правовых актов, затрагивающих полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.——————————— Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ (изм.

и доп. от 26 апреля 2016 г.) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.Одним из важнейших изменений в ходе реформы стала передача полномочий по организации оказания населению медико-санитарной и медицинской помощи различных видов от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ (ст. 16 ФЗ N 323)

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

Полномочия высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти РФ в сфере охраны здоровья граждан.

Для обеспечения баланса права и политики в законодательстве соблюдается заложенный в Конституции РФ принцип разделения властей, когда государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Первая призвана создавать законы, вторая — их исполнять, третья — охранять права человека и законы.

Этот принцип позволяет удерживать равновесие между правом и политикой, не игнорируя право и не заменяя его политическим давлением.

Законодательная база полномочий высших органов государственной власти и управления РФ в области охраны здоровья граждан достаточна для принятия решений и их осуществления в целях оздоровления нации. Высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.
Федеральное Собрание

Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения


Стр 51 из 67 Охрана здоровья граждан – это государственная задача, выходящая далеко за рамки вопроса местного значения.

С 1 января 2012 год вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

, который закрепил два варианта организации предоставления медицинской помощи в муниципальных образованиях.

Новый закон ввел норму, согласно которой по общему правилу оранизация предоставления медицинской помощи – это полномочие субъекта Российской Федерации[377].

В связи с этим все здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которые использовались органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находились в муниципальной собственности до дня вступления в силу Федерального закона № 323-ФЗ, переданы в собственность соответствующих субъектов РФ[378]. Фактически закон создал основу для построения

Организация оказания медицинской помощи в субъекте РФ с 2012 года (Васильев Ю.)

С 01.01.2012 вступили в силу отдельные положения Федерального закона N 323-ФЗ (ст.

ст. 16 и 17), регулирующие полномочия органов власти субъектов РФ и муниципальных органов в сфере здравоохранения.

Указанными нормами ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания гражданам первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи закрепляются за органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае передачи им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, в том числе по организации оказания медицинской помощи.——————————— Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохраненияВ соответствии со ст.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальной защиты

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Основными принципами охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

Полномочия в сфере здравоохранения

Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни является одним из основных направлений в реализации политики народосбережения, важным фактором развития человеческого потенциала.

Вместе с тем это одна из стратегических целей обеспечения национальной безопасности (п.

2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; при этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения

Введение

В сфере здравоохранения основной целью разделения полномочий между различными уровнями власти в регионах является реализация стратегии, направленной на модернизацию здравоохранения и повышение ответственности за оказание медицинской помощи.

71 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.). Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.
На региональном уровне это предполагает перераспределение медицинских организаций, предоставляемой медицинской помощи по уровням финансирования и управления, определение роли и функций федеральных медицинских учреждений, расположенных на территории субъекта Федерации. Ключевым звеном всего правового регулирования в сфере здравоохранения следует признать конституционные нормы, закрепляющие: право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь; право граждан на бесплатную медицинскую помощь.